м. Бухарестская, ул. Салова, д. 53, к. 1
+7 (812) 449-58-71

Новости

30.10.2015 г.

Преференции для граждан Украины, за исключением прибывших из Донецка, Луганска, Донецкой и Луганской областей, прекращаются с 1 ноября 2015 года.

В 2015 году, исходя из гуманитарных соображений, миграционная служба неоднократно продлевала всем категориям граждан Украины срок временного пребывания в России. Последний срок продления заканчивается 31 октября 2015 года.

 

В этой связи с 1 по 30 ноября находящимся на территории Российской Федерации гражданам Украины необходимо обратиться в подразделения ФМС России для определения своего правового статуса. Исключение сделано для украинских граждан, прибывших в экстренном массовом порядке из юго-восточных областей Украины. Для них порядок пребывания остается прежним.

 «Полагаем целесообразным продлить срок преференций для граждан, прибывших в Россию с пострадавших от боевых действий территорий Донецкой и Луганской областей Украины. Остальным гражданам Украины предоставляем возможность без выезда с территории Российской Федерации находиться еще 90 суток и беспрепятственно получать разрешительные документы на работу, как и для всех граждан стран-участниц СНГ, с которыми установлены безвизовые отношения», - говорится в сообщении Федеральной миграционной службы РФ.

 

22 июля глава Федеральной миграционной службы России Константин Ромодановский на пресс-конференции сообщил, что гражданам Украины с 1 ноября может быть закрыт въезд в РФ на три года в случае неполучения разрешительных документов, исключения останутся только для жителей "юго-восточных регионов Донецкой и Луганской областей Украины".

 

"Мы никогда не говорили, что сократим срок преференций (по условиям пребывания в РФ) для граждан, вынуждено покинувших определенные проблемные территории - юго-восточные регионы Донецкой и Луганской областей Украины. Для этой категории преференции будут сохранены", - сказал Ромодановский.

 

По его словам, для остальных категорий граждан Украины после 1 августа правила пребывания в России будут изменены.

 

"1 августа мы запускаем 120-суточный механизм определения своего правового или трудового статуса. Если гражданин Украины получает патент на осуществление трудовой деятельности, получает разрешение на временное проживание или какой-то другой статус - никаких проблем не будет", - сказал Ромодановский.

 

"Но если гражданин Украины после 1 августа находится «в тени», никак себя не проявляет - может работает где-то без оформления документов... То в данном случае через 120 суток после 1 августа с момента его выезда ему будет закрыт въезд на три года", - подчеркнул он.

 

По данным ФМС, на сегодняшний день в РФ находится 2,642 млн граждан Украины, из них 1,038 млн покинули восточные области Украины из-за боевых действий. Из них от призыва скрывается более полумиллиона граждан.

 

Таким образом, с 01.11.2015 г. прием документов на патент от граждан Украины осуществляется только при предъявлении заграничного паспорта, миграционной карты с целью въезда «работа». Подача документов на патент должна быть не позднее 30 суток с даты въезда. Также граждане Украины обязаны соблюдать режим пребывания 90 суток из 180, а именно: те граждане, которые не получили патент до 01.11.2015 г. обязаны в течение последующего месяца покинуть территорию РФ, и в течение последующих 90 суток они должны пребывать вне территории Российской Федерации.

Прием документов на патент для граждан Украины, прибывших из Донецка,Луганска, Донецкой,Луганской областей, продолжается в прежнем режиме с сохранением всех преференций. Для подтверждения принадлежности к данным областям можно предоставить: отметка о регистрации в данных областях во внутреннем паспорте, свидетельство о рождении, документ об образовании и.т.п. Решение о годности данного документа для приема пакета на патент  будет рассматриваться индивидуально.

24.07.2015 г.

Минтрудом России сформирован перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан – квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство РФ в упрощенном порядке. Проект соответствующего ведомственного приказа вынесен на общественное обсуждение.

Так, в указанный перечень включено 211 профессий. В их числе: архитектор, биолог, воспитатель, учитель, врач, медсестра, фармацевт, фельдшер, ветеринарный врач, инженер, менеджер, программист, токарь, тренер и т. п.

Речь идет о тех иностранцах, которые осуществляют трудовую деятельность в России не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство. В данном случае они могут обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке непрерывного проживания в нашей стране в течение пяти лет (п. 2 ст. 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации").

В пояснительной записке к документу отмечается, что перечень профессий (специальностей, должностей) сформирован с учетом ситуации на рынке труда.

Некоторых иностранцев могут освободить от сдачи экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ

С 1 января 2015 года при обращении за получением разрешений на временное проживание, на работу, вида на жительство либо патента для работы у физических лиц в России иностранцы должны подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства РФ (ст. 15.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). По сообщению ФМС России, первые итоги правоприменительной практики по реализации механизма сдачи мигрантами такого экзамена обозначили ряд вопросов. В их числе – подтверждение владения русским языком гражданами иностранных государств, в которых русский язык является государственным. Ранее для таких лиц исключалась необходимость такого подтверждения, но с начала текущего года они также должны сдавать экзамен.

В связи с этим ФМС России разработала законопроект, корректирующий порядок сдачи экзаменов для мигрантов. Документ вынесен на общественное обсуждение. Так, предлагается освободить от подтверждения владения русским языком, знания истории России и основ законодательства РФ иностранных граждан, являющихся гражданами государств, в которых русский язык является государственным языком.

Помимо этого, законопроектом предполагается уточнить полномочия Минобрнауки России. Например, предусмотрена необходимость разработки и утверждения формы и порядка проведения экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ с учетом сдачи его иностранными гражданами, имеющими недостатки в физическом или психологическом развитии.

Также планируется использовать при проведении экзамена для мигрантов контрольные измерительные материалы, представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы. Такие материалы предполагается отнести к информации ограниченного доступа. Полномочия по утверждению порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов (включая требования к режиму их защиты, порядку и условиям размещения информации, содержащейся в контрольных измерительных материалах, в Интернете) может получить Минобрнауки России.

Кроме того, требования к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи иностранцами экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ, предлагается устанавливать в зависимости от цели их сдачи – для получения разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу либо патента. Согласно законопроекту, сертификат о сдаче экзамена, выданный в целях получения вида на жительство, будет подтверждать владение русским языком, знание истории России и основ законодательства РФ в случае обращения иностранца за получением разрешения на временное проживание, разрешения на работу либо патента. В свою очередь, сертификат, выданный в целях получения разрешения на временное проживание, будет подтверждать владение русским языком, знание истории России и основ законодательства РФ в случае обращения иностранца за получением разрешения на работу либо патента.

Получение мигрантами патента до въезда в Россию может решить большинство проблем, возникающих при реализации новшеств в миграционном законодательстве

С 1 января текущего года изменился порядок трудоустройства иностранных граждан, въезжающих в Россию в безвизовом режиме. Представители ТПП, Минобрнауки и ФМС России, а также бизнес-сообщества уже сформировали предложения по его усовершенствованию.

Напомним, с начала этого года иностранные граждане, въезжающие на территорию РФ с целью устроиться на работу, должны в течение 30 дней с момента въезда подать заявление в ФМС России о выдаче патента (п. 2 ст. 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ " Вместе с заявлением, помимо документа, удостоверяющего личность, и миграционной карты с указанием работы как цели визита, должны быть поданы:

  • полис ОМС, действительный в всего периода работы иностранного гражданина, либо договор о предоставлении ему платных медицинских услуг медицинской организацией в том субъекте РФ, на территории которого он планирует работать;
  • выданные российскими медицинскими организациями справки об отсутствии у гражданина заболевания наркоманией и опасных для окружающих инфекционных заболеваний, а также сертификат об отсутствии у него ВИЧ-инфекции;
  • документы о постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания;
  • в случае если документы подаются по истечении 30 дней с момента въезда в Россию – квитанция об уплате штрафа за нарушение срока обращения за оформлением патента (ст. 18.20 КоАП РФ);
  • документ, подтверждающий владение иностранным гражданином русским языком, знание им истории России и основ законодательства РФ.

Знание русского языка, истории и основ законодательства иностранцы должны подтверждать и при обращении за получением разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу (ст. 15.1 закона о правовом положении иностранных граждан).

Председатель Общественного совета при ФМС России Николай Курдюмов отметил, что работодатели, заинтересованные в привлечении к работе иностранных граждан, будут по-прежнему пытаться ускорить получение работником необходимых документов коррупционным путем. Избежать этого можно, оказывая работодателям консультационные услуги. При этом нужно закрепить требования, которым должны соответствовать такие консультанты, – вплоть до создания профстандарта менеджера по работе с иностранным персоналом. Такие специалисты будут не только отбирать работников, но и разъяснять работодателю, как действовать в той или иной нестандартной ситуации на протяжении всего периода работы мигрантов.

Однако содействие требуется не только работодателям, но и мигрантам, так как многие не успевают найти подходящую  работу, поскольку в течение двух месяцев после выдачи патента они должны направлять в выдавшие им патенты территориальные отделения ФМС России копии трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на оказание услуг. Поэтому ФМС России предлагает создать электронную биржу труда, где работодатель заранее мог бы подобрать нужных работников, а мигранты – желаемую работу.

Представители бизнес-сообщества согласились с этим предложением и отметили, что оптимальный для экономики вариант – когда мигранты начинают работать сразу по прибытию в Россию. Поэтому они также поддерживают идею сдачи экзаменов и получения патента иностранными гражданами до въезда на территорию РФ, для чего нужно организовать за рубежом пункты и обучения, и отбора граждан, необходимых российским  предприятиям. Говоря о существующей процедуре, бизнесмены подчеркнули, что мигранты, помимо существенных для них затрат на получение патента (в Москве, к примеру, вся процедура обходится в среднем в 14,5 тыс. руб.), сталкиваются с бюрократическими препятствиями – большими очередями, задержками в выдаче документов.

Участники круглого стола сошлись во мнении о том, что вступившие в силу с 1 января текущего года изменения направлены на защиту иностранных граждан – полис ОМС гарантирует им оказание необходимой медицинской помощи, знание русского языка и российской истории должно обеспечить их нормальную социализацию в обществе и т. д. Тем не менее, при практической их реализации возникают проблемы и заинтересованные ведомства совместно с представителями бизнес-сообщества пообещали работать над их разрешением.

Иностранцам, прибывающим в Россию в визовом порядке, могут упростить правила привлечения к трудовой деятельности

Минэкономразвития России предлагает упростить порядок привлечения к трудовой деятельности в России некоторых категорий иностранных граждан. Ведомство приступило к разработке соответствующего законопроекта.

Отмечается, что с момента вступления в силу Федерального закона от 20 апреля 2014 г, № 74-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 1 января 2015 года существенно усложнился порядок привлечения иностранных работников к трудовой деятельности. Напомним, что указанный закон предусматривает обязанность иностранца при обращении за получением разрешения на временное проживание в России, вида на жительство, разрешения на работу либо патента для работы у физических лиц предоставлять сертификат о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства РФ. Представители Минэкономразвития России подчеркивают, что введение таких поправок негативно влияет на деятельность организаций, привлекающих иностранных сотрудников, а также увеличивает срок и стоимость реализации инвестиционных проектов.

В связи с этим предлагается упростить порядок привлечения к трудовой деятельности в России иностранцев, прибывающих в нашу страну в порядке, требующем получения визы.

В уведомлении о разработке законопроекта указывается, что документ направлен на регулирование правоотношений, возникающих при подтверждении иностранными гражданами владение русским языком, знаний истории России и основ законодательства Российской Федерации.

Поправки планируется ввести в действие в первом полугодии 2016 года. 

Граждан Украины могут освободить от сдачи специального экзамена для мигрантов

Перечень лиц, имеющих право на упрощенный порядок получения разрешения на временное проживание или вида на жительство в России, могут расширить. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму Законодательным Собранием Челябинской области.

Предлагается освободить украинцев, постоянно проживающих на территории Украины и прибывших в Россию в экстренном порядке, от необходимости подтверждения владения русским языком, знания истории России и основ законодательства РФ при подаче заявления о выдаче разрешения на временное проживание или вида на жительство в нашей стране.

По мнению авторов законопроекта, установление обязанности представлять указанными гражданами сертификат о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства РФ влечет за собой значительные временные и материальные затраты для них.

Напомним, что в настоящее время от сдачи специального экзамена для мигрантов при подаче заявления о выдаче разрешения на временное проживание или вида на жительство освобождаются иностранные граждане:

  • недееспособные или ограниченные в дееспособности;
  • не достигшие возраста 18 лет;
  • мужчины, достигшие возраста 65 лет;
  • женщины, достигшие возраста 60 лет;
  • участники госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей, переселяющиеся совместно с ними в Россию;
  • высококвалифицированные специалисты и члены их семей, обратившиеся с заявлением о выдаче вида на жительство;
  • обратившиеся с заявлением о выдаче вида на жительство в связи с признанием носителями русского языка (п. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").

Обязанность иметь полис ДМС в период пребывания в России могут распространить на всех иностранцев

В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий дополнительные обязанности для иностранцев, пребывающих в России.

Предлагается обязать иностранцев в период пребывания в России иметь действующий на территории нашей страны договор (полис) добровольного медицинского страхования либо иметь право на получение медпомощи на основании заключенного принимающей (приглашающей) стороной, работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договора о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг. Предполагается, что такие документы должны обеспечивать оказание иностранному работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медпомощи в неотложной форме в период всего срока пребывания в РФ.

При этом указанные договоры должны быть оформлены в срок не позднее трех рабочих дней со дня постановки иностранного гражданина на миграционный учет по месту пребывания. За отсутствие договора (полиса) ДМС либо иных документов, подтверждающих право на получение медпомощи, планируется наказывать мигрантов штрафом в размере 2-5 тыс. руб. с административным выдворением за пределы РФ или без такового.

Напомним, что, согласно поправкам в ТК РФ, введенным Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. № 409-ФЗ "О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", на иностранцев, осуществляющих трудовую деятельность на территории России, возложена обязанность иметь действующий на территории РФ договор (полис) ДМС либо иметь право на получение медпомощи на основании заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медорганизацией договора о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг.

"Таким образом, указанные правовые нормы распространяются только на иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в РФ. Остальные же категории иностранцев, пребывающие с иными целями в РФ, в соответствии с действующим федеральным законодательством обязательному медицинскому страхованию не подлежат", – подчеркивают авторы инициативы.

Для трудовых мигрантов установлена ответственность за работу по профессии, не указанной в разрешении на работу или патенте

C 30 июня для трудовых мигрантов, работающих по не указанной в разрешении на работу профессии, а также для работодателей, привлекших таких сотрудников к трудовой деятельности, установлена административная ответственность (Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 199-ФЗ). Напомним, что запрет на работу не по профессии без соответствующего разрешения был установлен еще с 1 января 2014 года, но ответственность за данное правонарушение ранее установлена не была (п. 4.2 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").Указанными составами правонарушений дополнили соответственно ч. 1 ст. 18.10 и ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ. При этом за первое деяние предусмотрен штраф в размере от 2 000 до 5 000 рублей. с административным выдворением за пределы РФ или без такового, а за второе – штраф для граждан в сумме от 2 000 до 5 000 рублей, для должностных лиц от 25 000 до 50 000 рублей, для юридических лиц от  250 000 до 800 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

12.05.2015 г.

В нынешнем виде он не распространяется на миграционные патенты. Соответствующие документы размещены на сайте кабмина во вторник.

Законопроект прошел первое чтение в Госдуме 8 апреля, ко второму чтению заинтересованные стороны направляют свои поправки. В нынешней редакции законопроект предполагает наказание в виде штрафов до 7 тысяч рублей с депортацией для иностранных граждан и до 1 миллиона рублей для юридических лиц с приостановлением деятельности на срок до 90 дней.

Кабмин поясняет, что законопроект не учел введение миграционных патентов.

На проживание и работу в России иностранцам требуется разрешение властей. В 2003 году были введены квоты на эти разрешения для граждан визовых стран, а в 2007 году — и безвизовых. В 2015 году квоты для безвизовых мигрантов были отменены, а иностранцам из этих стран выдают миграционные патенты на работу.

«В связи с этим в законопроекте необходимо предусмотреть ответственность за осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности по профессии, не указанной в патенте, а также за привлечение иностранного гражданина к трудовой деятельности по профессии, не указанной в патенте, за исключением случаев, когда решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об указании в патенте, выдаваемом на территории данного субъекта Российской Федерации, профессии иностранного гражданина не принято», — говорится в сообщении.

Правительство также рекомендует предусмотреть возможность внесения изменений в патент, если мигрант сменит профессию.

05.05.2015 г.

Депутаты петербургского отделения партии "Яблоко" разработали федеральную инициативу, согласно которой управляющие компании (УК) будут обязаны публиковать в Интернете сведения о своих работниках (дворниках, сантехниках, электриках и так далее) и зонах их ответственности.

"Мы будем знать, кто наш дворник, сантехник и так далее. Это поможет следить за прозрачностью УК", - отметил "яблочник" Борис Вишневский.

Виталий Милонов инициативу поддержал и предложил также публиковать информацию о том, сколько сотрудников конкретной управляющей компании являются трудовыми мигрантами, передает "Фонтанка.ру".

"Если компания хоть в одном дворнике обманула, предлагаю выгонять ее с рынка Петербурга",- заявил парламентарий.

В том случае, если инициатива будет поддержана во втором и третьем чтениях, документ отправят на рассмотрение в Государственную думу.

01.05.2015 г.

В УФМС по Петербургу рассказали об успехах, достигнутых в ходе проведения операции "Нелегальный мигрант", и о том, что за первый квартал этого года миграционная служба выявила почти 22 тысячи административных правонарушений и выдворила за пределы России более 1 500 мигрантов.

С 13 по 17 апреля 2015 года на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области сотрудниками УФМС совместно с сотрудниками ГУ МВД России проводился второй этап операции "Нелегальный мигрант". Было проверено 205 работодателей, использующих труд иностранных работников, 975 иностранных работников, а также 201 место компактного проживания иностранных граждан.

В ходе операции было выявлено 874 административных правонарушений в сфере миграционного законодательства. Из них 330 случаев связаны с нарушением режима пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации.

За выявленные правонарушения были наложены административные штрафы на общую сумму 1 миллион 944 тыс. рублей и было принято решение о выдворении из страны 139 иностранных граждан, сообщает пресс-служба УФМС.

По данным ведомства, всего за первый квартал 2015 года сотрудники УФМС проверили 3013 объектов, на которых трудятся мигранты.

В ходе проверок было принято решение о депортации 1 507 иностранных рабочих. Самостоятельно (хотя и под контролем) на историческую родину отправились 1086 человек. Принудительно домой был отправлен 421 мигрант.

В ведомстве также сообщают, что за первые месяцы этого года были приняты 12 276 решений о запрете на въезд в Российскую Федерацию.

09.04.2015 г.

В УФМС России по Архангельской области состоялось заседание Общественно-консультативного Совета, в котором приняли участие представители ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», Русской Православной Церкви, председатель РОО «Совет национальностей Архангельска и Архангельской области», представитель аппарата уполномоченного по правам человека. 

В ходе заседания обсуждались вопросы миграционной ситуации в регионе, реализации Федерального закона от 20 апреля 2014 года № 74-ФЗ на территории Архангельской области, в части касающейся проведения тестирования иностранных граждан по русскому языку, истории России, основам законодательства Российской Федерации. На территории Архангельской области комплексное тестирование осуществляется на базе ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова». С целью обеспечения возможности его прохождения в период летних отпусков преподавателей принято решение подготовить и направить в ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.  Ломоносова» прогноз количества иностранных граждан, которые прибудут в регион в летние месяцы и могут обратиться для сдачи экзамена.

Также обсуждались вопросы реализации нововведений миграционного законодательства в области обеспечения порядка осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности. В частности, коснулись проблемы продления срока временного пребывания детям иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента. По данному вопросу принято решение проинформировать аппарат уполномоченного по правам человека с целью последующего сотрудничества по разрешению проблемы.

08.04.2015 г.

Слишком большой срок

За прошлый год, по данным Федеральной миграционной службы, количество решений о выдворении мигрантов в Москве выросло на 88% и составило 45 тыс. вместо 24 тыс. в 2013 году. В 2015 году число таких дел остается на уровне прошлого года. Основными нарушениями, по данным ФМС, являются нарушения правил въезда и пребывания в стране, а также незаконное осуществление трудовой деятельности. Сюда относятся и ситуации, когда мигранты получили разрешения на одну специальность, а работают по другой.

Сейчас закон предписывает выдворять нарушителей и накладывать для них запрет на повторный въезд в страну в течение пяти лет. Эта норма в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) была введена 23 июля 2013 года и ввела безальтернативную депортацию в четырех регионах: Москве, Московской области, Петербурге и Ленинградской области.

«Для многих мигрантов запрет на въезд в течение пяти лет — очень большой срок, — сказала в интервью РБК зампредседателя Мосгорсуда Елена Базькова. — Можно было бы поменять законодательство [норму КоАП] и позволить судам принимать решения о том, выдворять человека или ограничиться штрафом».

С точки зрения закона выдворению подлежат те, кто вышел на работу, еще не получив патент, а также те, кто работает при наличии разрешения на работу по другой специальности или не уследил за изменениями тарифов оплаты авансовых платежей по патенту и заплатил меньше, рассказывает Базькова. Для патентов, выданных с 1 января 2015 года, фиксированный ежемесячный авансовый платеж составляет 1200 руб. в месяц, эта сумма умножается на коэффициент дефлятор 1,307 и на коэффициент региона. По данным ФМС, цена патента в Москве и области составляет 4 тыс. руб. в месяц, а в некоторых регионах доходит до 6 тыс.

Даже если все необходимые документы мигранты получат в течение судебного процесса, у судов нет возможности принять никакого другого решения, кроме выдворения, отмечает Базькова. «Иногда приходится выдворять, когда человек не доплатил 14 руб. по патенту», — объясняет судья.

К тому же решение суда не всегда исполняется. Есть две формы административного выдворения, рассказывает Базькова, — принудительное выдворение, когда иностранного гражданина или лицо без гражданства помещают в спецучреждение и выдворяют до границы, и контролируемый самостоятельный выезд. Во втором случае человек обязуется самостоятельно уехать из страны. «Сейчас нет четкого распределения, выдворять добровольно или принудительно», — объясняет Базькова. Чаще всего применяется второй вариант, но мигранты не всегда добросовестно выполняют это обязательство.

Проблемы мегаполиса

Есть и еще одна проблема. «В Москве легко затеряться, иногда мигранты переезжают в другой регион, например в Московскую область, и продолжают работать там», — рассказывает Базькова. Если такой человек «попался» во второй раз, то его, как правило, уже помещают в спецприемник и высылают из страны, отмечает судья.

Но в Москве функционируют всего два спецучреждения на 1400 человек. «Это очень мало для такого большого мегаполиса, поэтому суд, определяя форму административного выдворения в качестве наказания, исходит из характеристики личности человека, проверяет, допускал ли он нарушения закона, учитывает состояние здоровья». Но установить факт нарушения не всегда легко. «Если мигранты нелегально пересекли границу, например где-нибудь на Алтайском крае, и двигались автостопом, сложно проследить их передвижение», — констатирует судья.

Иностранцы в России в цифрах

17,2 млн иностранных граждан официально въехали в Россию в 2014 году — на полмиллиона меньше, чем годом ранее

137 тыс. решений о выдворении мигрантов было принято в 2014 году, из них 45 тыс. — в Москве и 40 тыс. — в Московской области

1,2 млн трудовых мигрантов закрыт въезд в страну (по состоянию на середину марта)

4,8 млн мигрантов въехали в Россию в январе-марте 2015 года — на 15%, или на 4,2 млн человек больше, чем за три месяца прошлого года

До 56 тыс. сократилось число выданных разрешений на работу за два месяца 2015 года — со 111 тыс. в январе-феврале 2014 года

С 224 тыс. до 79,7 тыс. снизилось число выданных патентов за аналогичный период

2,5 млрд рублей, выплаченные за патенты, поступили в текущем году в региональные бюджеты, из них 600 млн рублей — в Москве

Источник: ФМС

Базькова рассказывает, что некоторые мигранты прячут свои паспорта, например оставляют их в камерах хранения на вокзалах, а в судах называются фамилиями своих земляков или родственников. «Внешне они бывают настолько похожи, что мы не можем их опознать и выдворяем их под той фамилией, которой они назвались», — сетует Базькова. Впрочем, когда дело доходит до исполнения, они «находят» свои настоящие паспорта. Тогда приходится отменять старое решение и проводить всю процедуру выдворения заново. Решением же этой проблемы, считает Базькова, может стать дактилоскопирование. Пока отпечатки пальцев снимаются при въезде мигрантов только в аэропортах, отмечает судья.

По данным Мосгорсуда, в последнее время больше всего мигрантов въезжают из Узбекистана, Таджикистана и Украины. Последних, отмечает Базькова, суды не выдворяют обратно.

По закону же не нужно получать патенты и разрешения на работу уроженцам стран, которые вошли в Евразийский экономический союз: Казахстана, Белоруссии и Армении.

В спецприемниках места есть

Замруководителя департамента, начальник управления по организации разрешительно-визовой работы ФМС России Дмитрий Демиденко в интервью РБК сказал, что в его ведомстве не поддерживают идею смягчить законодательство и установить альтернативу выдворению в виде штрафов.

Демиденко согласился с тем, что проблема с идентификацией личностей незаконных мигрантов существует. Но сейчас при оформлении патентов на работу мигранты оставляют отпечатки пальцев, отметил он. «Дактилоскопия в порядке эксперимента сейчас проводится в аэропортах. Мы встречаем среднеазиатские рейсы и выборочно снимаем отпечатки пальцев с пассажиров». Таким образом удается выявить тех, кому раньше уже был закрыт въезд в страну.

Новые спецприемники в Москве пока тоже строить не планируется, рассказывает Демиденко. «Пока хватает тех мощностей, которые есть, расширение площадей будут планировать только совместными усилиями наших [силовых] ведомств», — сказал Демиденко. К тому же, отмечает собеседник РБК, процесс принудительного выдворения (в отличие от добровольного) довольно дорогой и накладывает дополнительную нагрузку на бюджет.

При этом Демиденко признает, что процедура получения патентов с этого года усложнилась. Теперь кроме стандартного пакета документов рабочие должны сдавать экзамены по русскому языку, истории и основам законодательства, а также проходить медицинское обследование, в том числе сдавать анализы на ВИЧ-инфекцию. Но представитель ФМС отмечает, что из-за больших очередей власти Москвы в конце марта ввели переходный период и разрешили мигрантам продолжать работать по старым патентам, которые они получили в 2014 году.

В страну закрыт въезд для 1,2 млн мигрантов, рассказывает Демиденко. Нелегалов выявляют с помощью аналитической системы, которая отображает в режиме онлайн миграционную ситуацию в стране в целом. «Эта система обладает более чем 145 млн электронных досье на иностранных граждан, фиксирует нарушения и происходит автоматическое закрытие въезда нарушителям нашего законодательства», — констатирует представитель ФМС.

Пострадали киргизы

Рост депортаций продолжается, отмечает руководитель Федерации мигрантов России Мухаммад Амин Маджумдер. По его данным, число выдворений в текущем году увеличилось в три раза по сравнению с 2014 годом. «Значительно увеличились депортации и внесения мигрантов в черные списки невъездных после начала войны на Украине. Это породило новую волну коррупции, потому что некоторые начали с помощью взяток получать разрешения на въезд. Особенно снижение числа мигрантов отражается на промышленном секторе, строительном и сфере торговли, работодатели жалуются нам»,  — говорит Маджумдер. Он полагает, что с началом дачного сезона проблема станет еще более явственной.

Новые правила получения патентов сильно ударили по гражданам Киргизии, констатирует Абдыганы Шакиров, председатель межрегиональной общественной организации «Киргизское единение». Он отмечает, что Киргизия должна была войти в Таможенный союз 1 января, поэтому многие его соотечественники не стали оформлять документы. Но сроки сдвинули до 8 мая.

Другой трудностью, по словам собеседника агентства, является нехватка денег у простых рабочих, чтобы оформить патенты. Для его получения, с учетом экзаменов и анализов, сейчас необходимо как минимум 20 тыс. руб., говорит Шакиров.

По данным правительства Киргизии, сейчас на родину вернулись более 60 тыс. мигрантов, которые работали на российских стройках. Но в России по-прежнему находятся около 483 тыс. трудовых мигрантов из Киргизии.

Встанут ли стройки

По данным Демиденко, больше всего трудовых мигрантов задействованы на стройках, второе место занимает сельское хозяйство, а следом идут обрабатывающие производства (например, лесозаготовки).

«Мы стараемся не привлекать в штат мигрантов из стран СНГ. В основном на наших стройках работают граждане РФ, поскольку мы нанимаем строителей преимущественно целыми бригадами из российских регионов. Это дает определенную стабильность, как компании, так и рабочим», — говорит Марина Концевая, PR-директор ФСК «Лидер». Но она знает, что в конце прошлого — начале текущего года у некоторых строительных компаний, на объектах которых работали граждане из стран СНГ, возник резкий дефицит кадров: из-за обвала рубля мигранты из СНГ вернулись к себе на родину, а работодатель в экстренном режиме был вынужден искать им замену.

В целом строительную отрасль можно отнести к отраслям зависимым от работников-мигрантов, поскольку неквалифицированные виды работ зачастую выполняются именно ими, говорит Концевая. Россияне за такую плату неохотно соглашаются выполнять тот объем работ, который выполняют мигранты. Если государство сможет смягчить и урегулировать миграционное законодательство через введение штрафных санкций для мигрантов, а не депортации, это пойдет на пользу всем участникам процесса, уверена представитель ФСК «Лидер».

«Как правило, иммигранты из ближнего зарубежья выполняют на строительных объектах работы, не требующие специальной подготовки, — объясняет директор по развитию международного холдинга RD Group Дмитрий Летов. — В силу того, что таких работ немного, то в структуре стоимости строительства доля оплаты труда мигрантов составляет не более 10–15% процентов». По подсчетам Летова, если исключить возможность найма иностранной рабочей силы, то стоимость низкоквалифицированного труда увеличится примерно в два раза. Соответственно себестоимость строительства увеличится на те же 10–15% и существенно не повлияет на рентабельность девелоперских проектов.

Такие же цифры по росту себестоимости строительства в случае оттока трудовых мигрантов с российских строек приводит и директор по развитию девелоперской компании Good Wood Александр Дубовенко. «Мигранты относятся к категории низкоквалифицированных рабочих, которые могут быть заменены такими же низкоквалифицированными кадрами из российских регионов, — говорит Дубовенко. — Но при этом в случае резкого ужесточения миграционной политики и на фоне обесценивания рубля резкий отток мигрантов мог бы привести к увеличению себестоимости строительства на 10–15% к концу 2015 года».

Автор: Анастасия Михайлова (top.rbc.ru) 

02.04.2015 г.

В Госдуму внесен законопроект, продлевающий почти на два года - до 1 марта 2017 года - срок, до которого работающие на территории РФ водители должны обменять свои национальные водительские удостоверения на российские. Об этом сообщает ТАСС. 

Согласно существующему законодательству, с 1 июня 2015 года в России наступает запрет на работу с водительскими удостоверениями иностранных государств. При этом запрет касается только водителей-профессионалов, которым необходимо получить удостоверение российского образца, сдав теоретический экзамен в ГИБДД.

Однако, как считают авторы законопроекта, большинство жителей новых субъектов РФ - Крыма и Севастополя, «в том числе работающих по найму водителями транспортных средств, имеют иностранные (украинские) водительские удостоверения», и в случае попытки устроиться на работу водителями в других российских регионах, «им будет отказано в связи с вступлением в силу запрета на работу в данном случае с украинскими водительскими удостоверениями». В похожую ситуацию по оценке авторов документа попадают граждане Республики Беларусь.

«Учитывая, что фактический обмен удостоверений всеми иностранными водителями, работающими в РФ, требует значительных затрат времени на его организацию и проведение, предлагается перенести срок завершения обмена национальных водительских удостоверений до 1 марта 2017 года», - сказано в пояснительной записке. Это срок авторы считают «реалистичным и обеспечивающим благоприятные условия» для перевозчиков и сотрудников таких компаний.

01.04.2015 г.

Основной темой обсуждения данного мероприятия стали вопросы освещения действующего миграционного законодательства и его изменений в части привлечения и осуществления трудовой деятельности иностранных работников. Надо отметить, что за последние три месяца данные вопросы неоднократно обсуждались общественностью на многочисленных встречах с представителями миграционной службы. В этот раз, встречу было решено провести в формате "вопрос-ответ". "Я думаю, что вы настолько уже изучили все изменения, которые случились с 1 января в миграционной сфере, что в своем роде стали экспертами в этой области. Поэтому давайте наш разговор сведем к вопросам прикладного характера",- обратился к присутствующим заместитель начальника УФМС Дмитрий Сергиенко.

Отдельно на мероприятии обсуждался вопрос предстоящего вступления Киргизской Республики в Евразийский экономический союз. Так, срок временного пребывания ее граждан в России и других странах-членах союза будет определяться сроком действия трудового или гражданско-правового договора. Кроме того, прибывшие на работу в другое государство ЕАЭС граждане будут освобождены от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда. В случае досрочного расторжения трудового или гражданско-правового договора мигрант из государства-члена ЕАЭС сможет без выезда из страны в течение 15 дней заключить новый договор.

"Присоединение Киргизии к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) делает местное население конкурентоспособным на общем рынке труда и открывает возможности свободного передвижения трудовых ресурсов",- сказал председатель Межрегионального общественного движения трудовых мигрантов Кыргыстана Алишер Маданбеков.

31.03.2015 г.

Помимо общих оснований увольнения, для сотрудников-иностранцев Трудовым Кодексом РФ предусмотрены следующие дополнительные основания прекращения трудового договора:

- невозможность предоставления прежней работы по окончании срока временного перевода, осуществленного без согласия сотрудника (п. 10 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ). Об увольнении по данному основанию необходимо предупредить сотрудника в письменной форме не менее чем за три календарных дня;

- невозможность повторного временного перевода иностранца без его согласия на другую работу, если он не может выполнять работу по своему трудовому договору ввиду чрезвычайных обстоятельств (п. 11 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ). Об увольнении по данному основанию необходимо предупредить сотрудника в письменной форме не менее чем за три календарных дня;

- приведение численности сотрудников-иностранцев в соответствие с ограничениями, установленными федеральными законами, указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ (п. 9 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ). Уволить сотрудника по данному основанию необходимо не позднее срока, установленного в соответствующем нормативном акте. При увольнении сотруднику-иностранцу выплачивают выходное пособие в размере двухнедельного заработка.

Дополнительные основания увольнения предусмотрены также для отдельных категорий иностранцев в зависимости от их статуса. Так, временно пребывающих иностранцев можно уволить при:

- аннулировании, приостановлении или окончании срока разрешения работодателя на привлечение и использование иностранцев (п. 1 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ);

- аннулировании либо окончании срока разрешения на работу или патента сотрудника (п. 2 и 5 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ); - окончании срока действия на территории России договора (полиса) ДМС либо прекращении договора о предоставлении платных медицинских услуг, заключенного работодателем с медицинской организацией (п. 8 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ).

А временно или постоянно проживающих иностранцев можно уволить в случае аннулирования или окончания срока разрешения на временное проживание или вида на жительства соответственно (п. 3, 4, 6, 7 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ).

Следует учесть, что работодатель обязан отстранить сотрудников-иностранцев от работы при окончании срока: - разрешения на работу или патента;

- разрешения на временное проживание;

- вида на жительство,

- договора (полиса) ДМС или при прекращении договора о предоставлении платных медицинских услуг.

Если в течение месяца после этого не будут оформлены новые документы, то работодатель расторгает трудовые договоры с сотрудниками-иностранцами по соответствующим основаниям. Такие правила предусмотрены в частях 2–3 статьи 327.4, а также статьях 327.5, 327.6 и 327.7 Трудового кодекса РФ.